Краткий отчет деятельности по проекту «Семейный навигатор» за март-июль 2019 г.

Краткий отчет деятельности по проекту «Семейный навигатор» за март-июль 2019 г.

Основная работа за отчетный период велась в трех направлениях:

1) создание учебных материалов для размещения на интернет-портале;

2) наполнение интернет-портала «Семейный Навигатор» видео, текстовыми материалами, интеллект картами, заданиями;

3) организационно-координационное и методическое сопровождение учителей – участников проекта.

Создание учебных материалов для размещения на интернет-портале

В течение 5 месяцев разрабатывались и создавались учебные материалы для размещения на интернет-портале.

В соответствии со структурой курса были разработаны материалы 28 видео-уроков, снято и смонтировано 40 видео-уроков (см. Приложение 1, 2 или https://course.familynavigator.ru/wpm-category/lr/). К каждому уроку разработаны и выложены презентации, задания для самостоятельной проработки, методические рекомендации по подготовке урока, задания для работы в группах, списки дополнительной литературы.

Велась работа по формированию базы дополнительных материалов к каждому уроку: цитаты, пословицы и высказывания; примеры из литературы и искусства; притчи, мифы и легенды; ссылки на видео ролики и фрагменты фильмов; слайды и презентации; стихи; упражнения.

Был определён порядок проведения итоговой аттестации учителей предмета «Семьеведение. Культура взаимоотношений».

Разработаны формы и методы для четырех этапов аттестации:

  1. Написание итогового эссе по итогам обучения
  2. Заполнение формы-опроса по итогам обучения
  3. Участие в итоговой онлайн-конференции
  4. Участие в итоговой очной конференции.

Наполнение интернет-портала «Семейный Навигатор» видео, текстовыми материалами, заданиями, новостями

С регулярностью 3-4 раза в неделю в течении 5 месяцев на портале «Семейный навигатор» размещались обучающие материалы.

Подготовлен ресурс для размещения дополнительных материалов: https://course.familynavigator.ru/wpm/start/

Технически было обеспечено 3 онлайн-конференции: стартовая онлайн-конференция по презентации портала и работе с ним, онлайн-встреча с кураторами, промежуточная онлайн-конференция по оценке и корректировке обучения. Видеозапись мероприятий размещена в папке «Онлайн конференции:

– вводная конференция https://course.familynavigator.ru/wpm/oc/oc1/,

– промежуточная конференция  https://course.familynavigator.ru/wpm/oc/oc1/.

Для удобства посетителей портала разделили новостной блок на 2 части: федеральные и региональные новости. Размещение новостных материалов на портале проводилось по мере поступления новостей.

Весь период осуществлялась техническая поддержка пользователей и портала. Технические вопросы учителя отправляли на адрес: info@familynavigator.ru и оперативно получали ответы и помощь.

Организационно-координационное, методическое, информационное сопровождение учителей – участников проекта

 

1 марта состоялась стартовая онлайн-конференция. Цель мероприятия – презентация проекта и знакомство с целями, задачами курса, объемом и структурой, методами и формами учебной работы, текущим и итоговым контролем, техническим сопровождением.

В конференции приняли участие все члены команды проекта. Каждый представился и осветил свою сферу деятельности (программа,  видео: https://course.familynavigator.ru/wpm/oc/oc1/). Большинство учителей участвовали в конференции. Остальные посмотрели в записи.

Программа обучения предполагает групповую работу. Формирование рабочих групп было произведено по территориальному признаку – по районам. Поскольку группа учителей из города Уфы многочисленная, её также разделили на группы по 7 районам. Таким образом, групп получилось 13. В каждой группе был определён куратор. Все кураторы проходят обучение на портале и одновременно координируют работу групп.

11 марта состоялся обучающий семинар для кураторов, где были озвучены основные цели и задачи и сформулированы рекомендации для ведения поддерживающих групп.

Для групповой работы и оперативной связи каждая группа создала свой в чат в WhatsApp. Первое групповое задание заключалось в создании коллективного продукта – необходимо было объединить ответы каждого участника на вопросы, касающиеся участия в проекте и назвать свою группу.

Далее началось обучение. 3-4 раза в неделю каждый учитель получал в рассылке письмо с небольшим анализом предыдущего домашнего задания и  инструкциями о новом уроке.

Самый большой объем работы в этом направлении пришёлся на проверку домашних заданий. Ежедневно учителя выкладывали свои отчеты о прохождении уроков, выполнении всех инструкций, задавали вопросы и получали оперативные ответы и комментарии. Для контроля прохождения программы всех блоков велась таблица учёта и комментариев по каждому выполненному заданию каждого педагога. Таким образом, постоянно можно было отслеживать, все ли учителя укладываются в график обучения, усваивают ли предложенный объем информации, через кураторов узнавать причины отставания и мотивировать на регулярное выполнение заданий.

Промежуточная онлайн-конференция состоялась 14 мая. Кураторы подготовили свои выступления на основе опроса участников своей группы по следующим вопросам:

  1. Какие результаты обучения на программе получили участники на сегодня? Какие темы вызвали наибольший интерес? Как поменялась жизнь участников группы и отношение к предмету?
  2. Насколько удобно пользоваться порталом? Есть ли пожелания по формату обучения?
  3. Какие вопросы появились у участников за прошедшее время.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования в соответствии с представленными списками оформила удостоверения о повышении квалификации.

В соответствии с разработанным порядком проведения итоговой аттестации учителей предмета «Семьеведение. Культура взаимоотношений» шла работа по подготовке очной конференции совместно с Министерством образования Республики Башкортостан. Было принято решение провести конференцию в рамках Республиканского совещания по образованию, определено место проведения, разработана и согласована программа. Главам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан от Министерства образования разосланы соответствующие письма-приглашения.

Научно-практическая конференция «Старт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Семьеведение. Культура взаимоотношений» в Республике Башкортостан» состоится 16 августа 2019 года.

Дополнительная информация

Помимо основных направлений деятельности за 5 месяцев второго этапа реализации проекта руководитель проекта и исполнительный директор организации презентовали проект-победитель конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества на крупных всероссийских и республиканских мероприятиях.

Команда проекта «Семейный навигатор» инициировала проведение площадки по семьеведению на Всероссийском конгрессе «Вектор Детство – 2019» . В рамках конгресса прошли два базовых мероприятия – XVI Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, приуроченный к  Десятилетию детства, и III родительский форум. Специалисты Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка провели экспертизу учебно-методического комплекта «Семьеведение. Культура взаимоотношений», предложенные планы-конспекты открытых уроков по семьеведению, программу круглого стола и включили площадку по семьеведению в программу Всероссийского конгресса.

В одном из серии 8 открытых уроков «Семейное счастье» образовательного курса «Семьеведение», которые посетили участники XVI съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 16 мая 2019 г. в Уфе, приняла участие Анна Кузнецова

В этот же день детский омбудсмен России открыла практический семинар «Развитие образовательного семьеведения в системе образования РФ: тенденции, возможности, перспективы» . Семинар также был организован командой проекта «Семейный навигатор». После Анны Кузнецовой выступила автора курса Елена Муратова и руководитель проекта Наталья Беккер.

Важным достижением команды проекта является факт того, что в Министерстве образования Республики Башкортостан принято решение ввести дополнительную общеразвивающую программу «Семьеведение» во всех 1300 школах республики. Создана рабочая группа, куда входят специалисты министерства, института развития образования, педагогического университета  и наш авторский коллектив. Разработана дорожная карта, по которой, на основе нашего курса и нашего подхода, будут разрабатываться программы для других школьных возрастов и для СУЗов и ВУЗов. Специалисты Института развития образования Республики Башкортостан провели экспертизу программы и учебных пособий курса и высоко оценили образовательный потенциал проекта.

Совместно с кафедрой социальной педагогики социально-гуманитарного факультета Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и командой проекта «Семейный навигатор» был организован и проведен Круглый стол «Актуальные проблемы и перспективные направления развития образовательного семьеведения» . В Мероприятии приняли участие ведущие общественные организации, общественные деятели, специалисты и эксперты в области образовательного семьеведения. Цель круглого стола – установление сотрудничества, определение перспектив развития и согласование деятельности по дальнейшему совершенствованию и продвижению проекта согласно мероприятиям дорожной карты «Внедрение в образовательные организации РБ программы Семьеведение» для обучающихся на 2019-2020 учебный год», утвержденной Министерством образования РБ.

27 мая 2019 в г. Уфе в  Конгресс-холле «Торатау» прошёл V Гражданский форум Республики Башкортостан, посвящённый 100-летию образования РБ и 10-летию Общественной палаты РБ. Проект «Семьеведение» был представлен на нескольких площадках форума.

Гульнара Тарасова, исполнительный директор Регионального общественного движения развития и поддержки семьи «Семья», презентовала проект «Семейный навигатор», как социальный проект-победитель президентских грантов среди НКО. В работе круглого стола «Проект «Будь рядом»: опыт и перспективы в реализации», посвященный противодействию буллинга (школьной травли) и формированию бесконфликтной образовательной среды в Республике Башкортостан, важность внедрения и перспективы изучения курса «Семьеведение» отметили в своих докладах спикеры: Ялчикаева Гуллярия Рафкатовна, заместитель министра образования РБ и Хаффазова Елена Робертовна, начальник Управления образования Администрации городского округа город Уфа РБ.