Стратегическая роль культуры – залог национальной безопасности

Стратегическая роль культуры – залог национальной безопасности

Эксперты и общественность не соглашаются с бездумными и опасными правовыми инициативами в сфере культуры

7 октября 2019 г. в Общественной палате РФ в Москве состоялось заседание рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

Вела заседание руководитель Рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей, президент Фонда общественного развития «Мир без границ» Наталья Салаватовна Беккер. В заседании принял участие председатель Совета Регионального общественного движения поддержки и развития семьи «Семья» в Республике Башкортостан Олег Ефимович Беккер.

Перед участниками  выступили заместитель руководителя Рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей Рябиченко Людмила Аркадьевна, руководитель экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество» на тему: «Об актуальных вопросах защиты духовно-нравственных ценностей в контексте принятия проектов федеральных законов № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам» и № 717204-7 «О внесении изменений в статью 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и И. В. Понкин, д.юр.н., профессор, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений на тему: «О правовой оценке законопроектов № 717228-7 и № 717204-7».

Законопроект №717228 предусматривает отмену возрастной маркировки «0+», «6+», «12+», «16+»; снятие ограничений для доступа детей к информации, содержащей жестокость и непристойность (ст.5 п.3 №436-ФЗ), закрепление в законодательстве нормы о «недопустимость запрета или ограничения доступа (в том числе детей) к культурным ценностям и культурным благам»; выведение «культурных ценностей и культурных благ из понятия «информационная продукция».

Закон гласит, что «культурные блага – это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей», и следовательно, под определение «культурные блага» с успехом подойдут так называемый «гей-парад», «флешмоб» от АУЕ по мгновенному нападению на отдыхающих в Летнем саду в Санкт-Петербурге, перформанс в поддержку каннибализма для защиты климата, передвижная выставка засушенных мёртвых тел или скандальная педофильная программа Original Play, развернувшаяся в детских садах  Германии. Другими словами,«доступ детей к культурным благам» – это доступ к ничем не ограниченным «условиям и услугам».

В результате принятия закона больше не будет ограничен доступ детей к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, родители не смогут ориентироваться в информации, а государство не сможет контролировать сферу культуры.

Эксперты сходятся во мнении, что во всех этих случаях откровенно лоббируются права и коммерческие интересы производителей и распространителей информационной продукции (киноиндустрии, книгоиздательского, театрально-зрелищного, зрелищно-развлекательного и выставочного бизнеса), в ущерб правам ребенка на охрану физического, психического, нравственного и духовного здоровья и полноценное развитие.

Также в 11 «пилотных» регионах страны реализуется «Межведомственный культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника», разработанный совместно Министерством культуры РФ и Министерством просвещения РФ, который  предполагает полный принудительный охват школьников «культурным просвещением» (аналог «культурного» ГТО). Это – мировоззренческий, ценностный проект, составленный, как «оболочечный» документ с размытыми смыслами, что позволит «загружать» в него любые ценности вне родительского контроля и создавать у детей новые установки – антисемейные, антигосударственные и безнравственные.

Эксперты рассматриваемого проекта в большинстве случаев представляют несколько киностудий; отмечен конфликт интересов, выраженный в рецензировании документа его авторами; среди экспертов документа присутствует театр, репертуар которого представлен интерпретацией классических произведений в эротической форме.

Воспитательно-образовательные методики проекта не соответствуют возрасту целевой аудитории, целям и задачам проекта. Например, в программе для культурного погружения детей используются такие формы, как «селфи в музее», «встреча со звездой», «собирание пазлов» и т.п. Для погружения в отечественную культуру рекомендуется использовать «кейсы, квесты, флешмобы, инсталляции, баттлы, коллоквиумы», а также обучать «хепенингу, перформансам, бодиарту, граффити, стрит-арту». В списке рекомендуемых произведений – песни Шнура, музыка Queen и Nirvana, скульптура Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых», картина Эдварда Мунка «Крик» и др.

Участники заседания поддержали мнение экспертов относительно обсуждаемых инициатив, а именно: необходимо снять с обсуждения законопроект № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам», а также наложить мораторий на реализацию программы «Межведомственный культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника», сроком на два года для детального экспертного изучения и экстраполирования опыта России, для чего провести широкую общественную дискуссию с привлечением профессиональных экспертов в сфере детской психологии, педагогики, психиатрии и искусства.

Культура всё более выходит на стратегический уровень, становясь главной площадкой влияния внешних факторов на формирование национальной идентичности. Осознание этого значения должно стать побудительным мотивом для того, чтобы чрезвычайно внимательно относиться к новациям и законодательным инициативам в этой сфере.

По результатам обсуждения был подготовлен пакет документов (аналитика, экспертизы, заключения и решения), переданных затем в аппарат Общественного совета.

Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2019/12/19/strategicheskaya_rol_kultury__zalog_nacionalnoi_bezopasnosti